Блог мнений
декабря
22
Команда.
 
                 Не та, которая «ать-два», и не та, что «команда корабля», а та, которая от двух до восьми человек, решающая
       единую задачу.
                 Жизнь любого человека можно разбить на достаточно понятные периоды:
                 - рождение;
                 - ясли;
                 - детский сад;
                 - школа;
                 - ПТУ или техникум;
                 - срочная служба в армии;
                 - институт;
                 - интересная или «какая попало» работа;
                 - как бог велел.
                 У каждого свои ощущения, впечатления, опыт.
                 На момент рождения ощущения команды не имел, а ведь есть счастливчики, ощущающие мощь команды с пеленок!
       Это близнецы.
                 Ясли и детский сад также пролетели мимо, так как этих заведений просто не случилось в жизни, да и сама
       жизнь этого периода полностью удовлетворялась окружением: мама, папа, дедушка, бабушка, большие (знакомые и
       незнакомые), кошки, куры, собаки, коровы, лошади, трава, деревья и все неживое – солнечное или дождливое, теплое
       или холодное, доброе или вредное…
 
Школа
                 Первое ощущение о команде пришло в школе, в четвертом классе. До этого были какие-то намеки на улице и в
       младших классах, но все это как быстро начиналось, так и быстро заканчивалось, без особых ощущений результатов.
                 А вот в четвертом это возникло как волшебство – все задуманное, то, что в одиночку никогда не получится,
       всегда выполнялось.
                 Судите сами. Может ли один четвероклассник, снять с взлетной полосы аэродрома стальную конструкцию,
       проволочить ее три километра по пересеченной местности до кучи металлолома своего класса, чтобы класс занял
       первое место?
                 А вот двое – сговорились, самомотивировались и выполнили! Мероприятие нуждалось в хорошей проработке, так
       как:
                 - конструкцию нужно было засунуть в самый низ кучи;
                 - сделать это нужно чтобы никто ничего не видел (под «ничего» конечно теперь понимается мягко говоря
       «умыкание» чужой собственности);
                 - не должно создаваться аварийной ситуации – конструкцию снимали самую крайнюю, которую не использовали при
       взлете и посадке;
                 - обмануть караульную службу;
                 - тащить, по крайней мере, километр волоком по земле (так как при выходе на шоссе скрежет стоял
       неимоверный).
                 Начиная с пятого и по восьмой, класс был чемпионом школы в командных видах спорта – баскетбол, футбол.
       Правда, нужно отдать должное преподавателю физкультуры, использующую собственную методологию ощущения успеха
       ребятами. Конкретно, старшие классы соревновались с младшими в уменьшенном количестве и вторым составом, младшим
       судьи прощали «шероховатости». В школе такие командные явления происходили с завидной периодичностью (наш пятый
       класс принял эстафету от выпускного восьмого, который тоже с пятого до восьмого протащил свое спортивное
       лидерство). Причем, если в случае «взлетной полосы» все осуществлено было силами учеников, то в случае спорта
       работала открытая система с устойчивой обратной связью преподаватель - ученик - преподаватель (нужен зал, нужен
       инвентарь, нужна методология, нужны взаимопонимание и взаимный интерес к достижению результата).
                 Ощущение победы сделало возможным получение результата и по всем другим предметам. Класс собрал всех
       «второгодников» старшего возраста и «протащил» их до окончания школы. Это произошло потому, что:
                 - накладывалось запрещение на указание ошибок, которые нельзя исправить;
                 - каждый мог либо помогать, либо не мешать другому;
                 - под помощью понималось совместное самомотивированное участие в достижении результата;
                 - под самомотивированием - понимание происходящего и уверенность в осуществлении задуманного собственными
       силами команды;
                 - большое значение имело организованное фронтовиками и блокадниками отношение доверия;
                 - каждый из команды всегда имел выбор, мог задать интересующий вопрос и получить понятный ответ.
 
Техникум
                 Тот, кто «заражен вирусом успеха команды», будет вновь искать или пробовать создать команду. Это интересно,
       поэтому, сдав вступительные экзамены и поступив в техникум, начался поиск, ведь появился опыт определения или
       создания команды.
                 Неразбериху в этот процесс вносило формальное объединение администрацией техникума студентов в группы, плюс
       назначение из учащихся «администрации группы», которая вошла в «администрацию курса», которая вошла в
       «администрацию техникума».
                 Для того, чтобы «администрации» «зафурыкали» нужны время и работа, но этого не делалось, а зря. Начался
       «самиздат» и творчество по образованию желательных или нежелательных группировок. Молодости нужно получать все
       и сразу. Зато и молодость отдает себя целиком каждый раз.
                 Если «администрация» соблюдала принципы команды, то вдруг возникала поддержка и можно было неожиданно
       получить результат (например, выиграть какое-то планируемое администрацией соревнование, и, в качестве
       победителя съездить на многодневную экскурсию в Прибалтику).
                 Если «администрация» нарушала командные принципы, то все разваливалось, разбивалось на микро команды,
       которые ходили в самопальные походы, посещали «польные»(эстрадные артисты социалистических стран) и подпольные
       (авторские песни) концерты.
                 Как правило, эти микро команды составляли ядро строительных студенческих отрядов. Собственно формирование
       отряда было по административным правилам с указанием необходимых производственных навыков, но в отряд
       записывался кто попало, с надеждой освоить то, что требовалось. У кого получалось, у кого нет.
                 И вот, успешно сдав раньше срока экзамены, пройдя одобрение товарищей, получив под лопатку серию
       профилактических уколов, обряженная в «престижную» студотрядовскую форму, погруженная, в идущий вне графика
       эшелон с трехъярусными спально – пдацкартными местами микро командная «солянка» начала шумно-хаотическое
       движение из Ленинграда в Казахстан.
                 Пока ехали даже как-то сдружились по причинам конкретных интересов:
                 - распевания песен под гитару;
                 - беганием за продуктами и водой;
                 - беспокойством за постоянно неуспевающих возвращаться с незапланированных остановок эшелона;
                 - чувством голода, которое возникло в результате нарушения «обещанного» срока прибытия на «секретную»
       конечную станцию (думали затратить три дня, поэтому за три дня все запасы и съели, а ехали уже четвертый, плюс с
       въездом на территорию дружественной республики остановки кончились (чего делать-то среди бурой выгоревшей
       степи)).
                 Наш отряд был самым молодым в сводном отряде, ехали первый раз, «поперлись» несомненно за своими
       «интересами» и с уже «проверенными» командными отношениями (хотя формально на «административные» должности были
       назначены командир, комиссар, завхоз, бригадиры, повары. Профессионалами были только мастер (студентка ЛИСИ) и
       врач (имел образование, практику, замечательный голос для подпевки «страшно, аж жуть» в известном триллере
       Владимира Высоцкого и свою жену в составе отряда – надо было «пахать» за двоих).
                 Суровая действительность строительного отряда внесла свои коррективы в «проверенные» команды. Одними из
       принципов команды являются:
                 - один за всех и все за одного;
                 - открытая система – «откровенный ответ на откровенный вопрос».
                 И совершенным кошмаром стало оказаться свидетелем, как это все «грохнулось».
                 Формальное назначение командира отряда администрацией, кончилось его снятием и заменой «не нашим человеком».
                 «Не наш человек» действительно сумел организовать работу, за которую платили, но зато был совершенным
       «болваном» в организации команды. Требование дисциплины в условиях 14 часового «угрюмого» и однообразного труда,
       несмотря на деньги, вело и привело к потере авторитета, присвоении собаки имени «не нашего человека» (вдвоем
       откликались, когда звали), и как следствие к репрессиям.
                 За нахождение в «запрещенной луже» в присутствии «не нашего человека», и бегству «с места преступления»,
       «не наш человек» решил отчислить виновных из отряда.
                 И комиссар и бригадиры проголосовали «за», и бригады проголосовали «за», и команда развалилась (часть за,
       часть – против). И все могло бы кончиться совсем плохо, если бы «противная» часть команды не сумела доказать на
       уровне сводного отряда, что «не наш человек» действительно не наш в смысле соответствия «преступления» -
       наказанию. И хотя виновных не отчислили, команда «грохнулась». Самомотивация была разрушена внешней легендарной
       (только обещанной) мотивацией – получением денег, а все проверенное временем было забыто, теми, кто голосовал
       «за».
                 Техникум кончился успешной защитой диплома, привыканием «к грохоту», недельным отпуском и призывом на
       срочную службу в Советскою Армию.
 
Армия
                 Вооруженные силы – это когда «все» для «всех» расписано в уставах (своеобразная оптимизирующая методология
       управления):
                 - единоначалие;
                 - старшие и младшие;
                 - делай, как я, делай лучше (или не делай, чего не делаю я, или это сделал я один);
                 - фиксированное социальное различие (генералитет, старшие офицеры, офицеры, …, рядовые).
                 А команда это скорее адаптивная методология, все зависит от конкретного текущего состояния и выполнения
       предыдущего плана:
                 - общая цель и общая ответственность;
                 - старший тот, кто лучше всех умеет делать текущее дело;
                 - обязательная помощь команды, но не в подмене исполнителя, а в создании комфортных условий тому, кто умеет
       лучше всех;
                 - отказ от «это сделал я сам» в пользу «без команды я бы не сделал», «мы лучшие»;
                 - общая заинтересованность снимает социальные различия;
                 - снижение влияния отрицательного человеческого фактора;
                 - повышение роли положительного человеческого фактора.
                 Интересно было, оказавшись начинающим замкомвзвода (младшим сержантом) проверить воздействие командных
       принципов на управление реальным взводом новобранцев (курс молодого бойца).
                 Нужно было мотивировать ранее незнакомых людей без использования «силовых методов» за ограниченный срок
       стать лучшим взводом в роте. И получилось. «Салага - сержант» выиграл у «сержанта - деда» без «дедовщины». Ни
       «деды», ни «старики» взвод новобранцев не трогали – ведь это команда!
                 Но не все было так гладко. Был взвод «стариков», было противостояние. И почти все принципы управления
       команды не сработали. Команда – это, как правило, созидание нового, интересного. В данном случае пришлось
       сначала предупреждать о «репрессиях» (не поверили), потом откомандировывать из взвода, потом откровенно
       объяснять оставшимся причины случившегося.
                 После того, когда причиной отчисления откровенна была названа глупость, все изменилось. В отличие от случая
       с «не нашим человеком» в стройотряде, в данном примере беспрекословного подчинения не требовалось, пришлось
       напрямую подробно рассказать о понимании команды, и о том, что упущена возможность всем стать лучшими. Поверили.
       Возможно, оставшиеся во взводе, став сержантами, сумеют организовать свои команды?
 
Институт
                 Выбор высшего учебного заведения, достаточно сложная задача. Нужно определить степень «вышины», которую
       может дать эта организация и реальность решения декларируемых учебным заведением учебных программ.
                 С точки принципов команды это можно сформулировать как:
                 - хочет ли институт быть лучшим?
                 - если хочет, то это реально выполнить институту и мне?
                 - это для меня интересно?
                 - будет дальнейшее развитие моих способностей?
                 - насколько быстро можно проверить практически, то, что дает институт?
                 - …
                 В общем, существует ли команда на уровне института, факультета, кафедры, лаборатории, группы, …? И, если
       да, то можно ли интегрироваться в эти команды на время обучения? Может быть, есть условия для создания новых
       команд?
                 Много вопросов, на которые трудно быстро получить прямые ответы.
                 С момента поступления в школу, до выбора института, прошло 14 лет. За это время фронтовики и блокадники
       уходили по возрасту с работы, а вместе с ними уходило и организованное ими доверие между людьми. И не просто
       уходило, а заменялось «преданными» и «семейными» отношениями.
                 И, если бы институты публиковали родственные связи преподавателей, то в «семейное» учебное заведение лучше
       не поступать. Семья никогда не будет командой, потому что в семье прощаются ошибки принятия решений (ошибки
       управления).
                 Если бабушка, преподавала французский при основании института, а папа и мама, более двадцати лет читают
       некий курс и ведут «лабалаторные» работы, а старший борат, подает надежды на административную должность, а жена
       брата ведет физкультурные занятия, а сестра брата, закончив институт, тоже переходит работать на кафедру, то все
       это очень милые и ответственные люди ничего никому не дающие.
                 Практически, более простыми задачами для выбора учебного заведения оказались:
                 - конкурс поступления на выбранную специализацию (например, пять человек на место);
                 - наличие преподавателей, которые одновременно ведут образовательную, теоретическую и практическую
       деятельность (например, докторские степени за разработку и внедрение в народное хозяйство, сопоставимость
       достижений с мировым уровнем);
                 - возможность студентов на хорошем уровне участвовать в решении задач преподавателей (например,
       студенческое научное общество (СНО) с хорошим уровнем задач);
                 - достаточно интересным казался вопрос об авторстве, оно защищается или «присваивается» администрацией
       (например, защищено вплоть до выдачи свидетельства подтверждающего, использование дипломного проекта в решении
       обще институтских задач)…
                 Ну а как же с ответами на остальные вопросы? Закончив обучение в институте, в качестве итога можно сообщить
       что:
                 - по поводу команды на уровне института и факультета ходили только слухи, так что хотел и мог быть институт
       и факультет лучшим, осталось загадкой;
                 - команды на кафедрах существовали. И подтверждением тому являлся искренний интерес студентов к посещению
       лекций и практических занятий. Но были и «обязательные» рутинные, и авторско-устаревшие для «почетных деятелей»,
       и стереотипно скопированные с чужих трудов.
                 - на уровне потока и студенческих групп уже все было формализовано, и команды создавались скорее вопреки
       администрации;
                 - создания методологии выявления и формирования команд на уровне института, факультета, кафедры обнаружить
       не удалось.
 
Работа
                 Современный мир – это многообразие интересов, и всякая попытка контролировать (или управлять) единолично,
       становится все труднее и труднее.
                 Весьма наивно (если не преступно глупо) полагать, что увеличением количества предметов в образовательных
       учреждениях, будет решена задача успешного управления. Задача учебы – это построение у каждого учащегося
       надежной системы самоопределения собственного уровня соответствия требованиям современного общества.
                 С расширением разнообразия мира любой служаще-бюрократический аппарат не в состоянии оперативно
       реагировать на изменения. Количество преданных служащих не заменит опыта, умения и комфортных условий работы в
       команде.
                 Точка эффективного бюрократического управления из-за ускорения и частоты процессов происходящих в мире,
       стране, бизнесе давно уже осталась в прошлом.
                 Побеждает тот, кто умеет организовывать и работать в команде. Только при командном подходе можно определить
       текущий реальный уровень контроля (управления) процесса одним человеком, а значит и вести дело.
                 Сегодня интересная работа возможна только в составе команды, поэтому, работая или устраиваясь на работу
       проанализируйте, выполняются ли одновременно принципы существования команды:
                 - все задуманное, то, что в одиночку никогда не получится, выполнимо;
                 - использование собственной адаптивной методологии ощущения успеха;
                 - открытая система с устойчивой обратной связью;
                 - запрещение на указание ошибок, которые нельзя исправить;
                 - обязательная помощь команды, но не в подмене исполнителя, а в создании комфортных условий тому, кто умеет
       лучше всех;
                 - под помощью понимается совместное самомотивированное участие в достижении результата;
                 - под самомотивированием - понимание происходящего и уверенность в осуществлении задуманного собственными
       силами команды;
                 - отношения доверия;
                 - каждый из команды всегда имеет выбор, может задать интересующий вопрос и получить понятный ответ;
                 - один за всех и все за одного;
                 - общая цель и общая ответственность;
                 - старший тот, кто лучше всех умеет делать текущее дело;
                 - отказ от «это сделал я сам» в пользу «без команды я бы не сделал», «мы лучшие»;
                 - общая заинтересованность снимает социальные различия;
                 - снижение влияния отрицательного человеческого фактора;
                 - повышение роли положительного человеческого фактора;
                 - созидание нового, интересного;
                 - отсутствие репрессивного способа решения задач;
                 - определены и известны начальные ресурсы команды;
                 - известна методология оценки текущих ресурсов команды;
                 - возврат в команду невозможен.
 
 

Опубликовано 08 08 2013 в рубрике Команда

Комментарии

Добавить комментарий

Последние статьи

Вверх Вниз