Добавить комментарий
декабря
22
|
|
Не та, которая «ать-два», и не та, что «команда корабля», а та, которая от двух до восьми человек, решающая |
единую задачу. |
Жизнь любого человека можно разбить на достаточно понятные периоды: |
- рождение; |
- ясли; |
- детский сад; |
- школа; |
- ПТУ или техникум; |
- срочная служба в армии; |
- институт; |
- интересная или «какая попало» работа; |
- как бог велел. |
У каждого свои ощущения, впечатления, опыт. |
На момент рождения ощущения команды не имел, а ведь есть счастливчики, ощущающие мощь команды с пеленок! |
Это близнецы. |
Ясли и детский сад также пролетели мимо, так как этих заведений просто не случилось в жизни, да и сама |
жизнь этого периода полностью удовлетворялась окружением: мама, папа, дедушка, бабушка, большие (знакомые и |
незнакомые), кошки, куры, собаки, коровы, лошади, трава, деревья и все неживое – солнечное или дождливое, теплое |
или холодное, доброе или вредное… |
Школа |
Первое ощущение о команде пришло в школе, в четвертом классе. До этого были какие-то намеки на улице и в |
младших классах, но все это как быстро начиналось, так и быстро заканчивалось, без особых ощущений результатов. |
А вот в четвертом это возникло как волшебство – все задуманное, то, что в одиночку никогда не получится, |
всегда выполнялось. |
Судите сами. Может ли один четвероклассник, снять с взлетной полосы аэродрома стальную конструкцию, |
проволочить ее три километра по пересеченной местности до кучи металлолома своего класса, чтобы класс занял |
первое место? |
А вот двое – сговорились, самомотивировались и выполнили! Мероприятие нуждалось в хорошей проработке, так |
как: |
- конструкцию нужно было засунуть в самый низ кучи; |
- сделать это нужно чтобы никто ничего не видел (под «ничего» конечно теперь понимается мягко говоря |
«умыкание» чужой собственности); |
- не должно создаваться аварийной ситуации – конструкцию снимали самую крайнюю, которую не использовали при |
взлете и посадке; |
- обмануть караульную службу; |
- тащить, по крайней мере, километр волоком по земле (так как при выходе на шоссе скрежет стоял |
неимоверный). |
Начиная с пятого и по восьмой, класс был чемпионом школы в командных видах спорта – баскетбол, футбол. |
Правда, нужно отдать должное преподавателю физкультуры, использующую собственную методологию ощущения успеха |
ребятами. Конкретно, старшие классы соревновались с младшими в уменьшенном количестве и вторым составом, младшим |
судьи прощали «шероховатости». В школе такие командные явления происходили с завидной периодичностью (наш пятый |
класс принял эстафету от выпускного восьмого, который тоже с пятого до восьмого протащил свое спортивное |
лидерство). Причем, если в случае «взлетной полосы» все осуществлено было силами учеников, то в случае спорта |
работала открытая система с устойчивой обратной связью преподаватель - ученик - преподаватель (нужен зал, нужен |
инвентарь, нужна методология, нужны взаимопонимание и взаимный интерес к достижению результата). |
Ощущение победы сделало возможным получение результата и по всем другим предметам. Класс собрал всех |
«второгодников» старшего возраста и «протащил» их до окончания школы. Это произошло потому, что: |
- накладывалось запрещение на указание ошибок, которые нельзя исправить; |
- каждый мог либо помогать, либо не мешать другому; |
- под помощью понималось совместное самомотивированное участие в достижении результата; |
- под самомотивированием - понимание происходящего и уверенность в осуществлении задуманного собственными |
силами команды; |
- большое значение имело организованное фронтовиками и блокадниками отношение доверия; |
- каждый из команды всегда имел выбор, мог задать интересующий вопрос и получить понятный ответ. |
Техникум |
Тот, кто «заражен вирусом успеха команды», будет вновь искать или пробовать создать команду. Это интересно, |
поэтому, сдав вступительные экзамены и поступив в техникум, начался поиск, ведь появился опыт определения или |
создания команды. |
Неразбериху в этот процесс вносило формальное объединение администрацией техникума студентов в группы, плюс |
назначение из учащихся «администрации группы», которая вошла в «администрацию курса», которая вошла в |
«администрацию техникума». |
Для того, чтобы «администрации» «зафурыкали» нужны время и работа, но этого не делалось, а зря. Начался |
«самиздат» и творчество по образованию желательных или нежелательных группировок. Молодости нужно получать все |
и сразу. Зато и молодость отдает себя целиком каждый раз. |
Если «администрация» соблюдала принципы команды, то вдруг возникала поддержка и можно было неожиданно |
получить результат (например, выиграть какое-то планируемое администрацией соревнование, и, в качестве |
победителя съездить на многодневную экскурсию в Прибалтику). |
Если «администрация» нарушала командные принципы, то все разваливалось, разбивалось на микро команды, |
которые ходили в самопальные походы, посещали «польные»(эстрадные артисты социалистических стран) и подпольные |
(авторские песни) концерты. |
Как правило, эти микро команды составляли ядро строительных студенческих отрядов. Собственно формирование |
отряда было по административным правилам с указанием необходимых производственных навыков, но в отряд |
записывался кто попало, с надеждой освоить то, что требовалось. У кого получалось, у кого нет. |
И вот, успешно сдав раньше срока экзамены, пройдя одобрение товарищей, получив под лопатку серию |
профилактических уколов, обряженная в «престижную» студотрядовскую форму, погруженная, в идущий вне графика |
эшелон с трехъярусными спально – пдацкартными местами микро командная «солянка» начала шумно-хаотическое |
движение из Ленинграда в Казахстан. |
Пока ехали даже как-то сдружились по причинам конкретных интересов: |
- распевания песен под гитару; |
- беганием за продуктами и водой; |
- беспокойством за постоянно неуспевающих возвращаться с незапланированных остановок эшелона; |
- чувством голода, которое возникло в результате нарушения «обещанного» срока прибытия на «секретную» |
конечную станцию (думали затратить три дня, поэтому за три дня все запасы и съели, а ехали уже четвертый, плюс с |
въездом на территорию дружественной республики остановки кончились (чего делать-то среди бурой выгоревшей |
степи)). |
Наш отряд был самым молодым в сводном отряде, ехали первый раз, «поперлись» несомненно за своими |
«интересами» и с уже «проверенными» командными отношениями (хотя формально на «административные» должности были |
назначены командир, комиссар, завхоз, бригадиры, повары. Профессионалами были только мастер (студентка ЛИСИ) и |
врач (имел образование, практику, замечательный голос для подпевки «страшно, аж жуть» в известном триллере |
Владимира Высоцкого и свою жену в составе отряда – надо было «пахать» за двоих). |
Суровая действительность строительного отряда внесла свои коррективы в «проверенные» команды. Одними из |
принципов команды являются: |
- один за всех и все за одного; |
- открытая система – «откровенный ответ на откровенный вопрос». |
И совершенным кошмаром стало оказаться свидетелем, как это все «грохнулось». |
Формальное назначение командира отряда администрацией, кончилось его снятием и заменой «не нашим человеком». |
«Не наш человек» действительно сумел организовать работу, за которую платили, но зато был совершенным |
«болваном» в организации команды. Требование дисциплины в условиях 14 часового «угрюмого» и однообразного труда, |
несмотря на деньги, вело и привело к потере авторитета, присвоении собаки имени «не нашего человека» (вдвоем |
откликались, когда звали), и как следствие к репрессиям. |
За нахождение в «запрещенной луже» в присутствии «не нашего человека», и бегству «с места преступления», |
«не наш человек» решил отчислить виновных из отряда. |
И комиссар и бригадиры проголосовали «за», и бригады проголосовали «за», и команда развалилась (часть за, |
часть – против). И все могло бы кончиться совсем плохо, если бы «противная» часть команды не сумела доказать на |
уровне сводного отряда, что «не наш человек» действительно не наш в смысле соответствия «преступления» - |
наказанию. И хотя виновных не отчислили, команда «грохнулась». Самомотивация была разрушена внешней легендарной |
(только обещанной) мотивацией – получением денег, а все проверенное временем было забыто, теми, кто голосовал |
«за». |
Техникум кончился успешной защитой диплома, привыканием «к грохоту», недельным отпуском и призывом на |
срочную службу в Советскою Армию. |
Армия |
Вооруженные силы – это когда «все» для «всех» расписано в уставах (своеобразная оптимизирующая методология |
управления): |
- единоначалие; |
- старшие и младшие; |
- делай, как я, делай лучше (или не делай, чего не делаю я, или это сделал я один); |
- фиксированное социальное различие (генералитет, старшие офицеры, офицеры, …, рядовые). |
А команда это скорее адаптивная методология, все зависит от конкретного текущего состояния и выполнения |
предыдущего плана: |
- общая цель и общая ответственность; |
- старший тот, кто лучше всех умеет делать текущее дело; |
- обязательная помощь команды, но не в подмене исполнителя, а в создании комфортных условий тому, кто умеет |
лучше всех; |
- отказ от «это сделал я сам» в пользу «без команды я бы не сделал», «мы лучшие»; |
- общая заинтересованность снимает социальные различия; |
- снижение влияния отрицательного человеческого фактора; |
- повышение роли положительного человеческого фактора. |
Интересно было, оказавшись начинающим замкомвзвода (младшим сержантом) проверить воздействие командных |
принципов на управление реальным взводом новобранцев (курс молодого бойца). |
Нужно было мотивировать ранее незнакомых людей без использования «силовых методов» за ограниченный срок |
стать лучшим взводом в роте. И получилось. «Салага - сержант» выиграл у «сержанта - деда» без «дедовщины». Ни |
«деды», ни «старики» взвод новобранцев не трогали – ведь это команда! |
Но не все было так гладко. Был взвод «стариков», было противостояние. И почти все принципы управления |
команды не сработали. Команда – это, как правило, созидание нового, интересного. В данном случае пришлось |
сначала предупреждать о «репрессиях» (не поверили), потом откомандировывать из взвода, потом откровенно |
объяснять оставшимся причины случившегося. |
После того, когда причиной отчисления откровенна была названа глупость, все изменилось. В отличие от случая |
с «не нашим человеком» в стройотряде, в данном примере беспрекословного подчинения не требовалось, пришлось |
напрямую подробно рассказать о понимании команды, и о том, что упущена возможность всем стать лучшими. Поверили. |
Возможно, оставшиеся во взводе, став сержантами, сумеют организовать свои команды? |
Институт |
Выбор высшего учебного заведения, достаточно сложная задача. Нужно определить степень «вышины», которую |
может дать эта организация и реальность решения декларируемых учебным заведением учебных программ. |
С точки принципов команды это можно сформулировать как: |
- хочет ли институт быть лучшим? |
- если хочет, то это реально выполнить институту и мне? |
- это для меня интересно? |
- будет дальнейшее развитие моих способностей? |
- насколько быстро можно проверить практически, то, что дает институт? |
- … |
В общем, существует ли команда на уровне института, факультета, кафедры, лаборатории, группы, …? И, если |
да, то можно ли интегрироваться в эти команды на время обучения? Может быть, есть условия для создания новых |
команд? |
Много вопросов, на которые трудно быстро получить прямые ответы. |
С момента поступления в школу, до выбора института, прошло 14 лет. За это время фронтовики и блокадники |
уходили по возрасту с работы, а вместе с ними уходило и организованное ими доверие между людьми. И не просто |
уходило, а заменялось «преданными» и «семейными» отношениями. |
И, если бы институты публиковали родственные связи преподавателей, то в «семейное» учебное заведение лучше |
не поступать. Семья никогда не будет командой, потому что в семье прощаются ошибки принятия решений (ошибки |
управления). |
Если бабушка, преподавала французский при основании института, а папа и мама, более двадцати лет читают |
некий курс и ведут «лабалаторные» работы, а старший борат, подает надежды на административную должность, а жена |
брата ведет физкультурные занятия, а сестра брата, закончив институт, тоже переходит работать на кафедру, то все |
это очень милые и ответственные люди ничего никому не дающие. |
Практически, более простыми задачами для выбора учебного заведения оказались: |
- конкурс поступления на выбранную специализацию (например, пять человек на место); |
- наличие преподавателей, которые одновременно ведут образовательную, теоретическую и практическую |
деятельность (например, докторские степени за разработку и внедрение в народное хозяйство, сопоставимость |
достижений с мировым уровнем); |
- возможность студентов на хорошем уровне участвовать в решении задач преподавателей (например, |
студенческое научное общество (СНО) с хорошим уровнем задач); |
- достаточно интересным казался вопрос об авторстве, оно защищается или «присваивается» администрацией |
(например, защищено вплоть до выдачи свидетельства подтверждающего, использование дипломного проекта в решении |
обще институтских задач)… |
Ну а как же с ответами на остальные вопросы? Закончив обучение в институте, в качестве итога можно сообщить |
что: |
- по поводу команды на уровне института и факультета ходили только слухи, так что хотел и мог быть институт |
и факультет лучшим, осталось загадкой; |
- команды на кафедрах существовали. И подтверждением тому являлся искренний интерес студентов к посещению |
лекций и практических занятий. Но были и «обязательные» рутинные, и авторско-устаревшие для «почетных деятелей», |
и стереотипно скопированные с чужих трудов. |
- на уровне потока и студенческих групп уже все было формализовано, и команды создавались скорее вопреки |
администрации; |
- создания методологии выявления и формирования команд на уровне института, факультета, кафедры обнаружить |
не удалось. |
Работа |
Современный мир – это многообразие интересов, и всякая попытка контролировать (или управлять) единолично, |
становится все труднее и труднее. |
Весьма наивно (если не преступно глупо) полагать, что увеличением количества предметов в образовательных |
учреждениях, будет решена задача успешного управления. Задача учебы – это построение у каждого учащегося |
надежной системы самоопределения собственного уровня соответствия требованиям современного общества. |
С расширением разнообразия мира любой служаще-бюрократический аппарат не в состоянии оперативно |
реагировать на изменения. Количество преданных служащих не заменит опыта, умения и комфортных условий работы в |
команде. |
Точка эффективного бюрократического управления из-за ускорения и частоты процессов происходящих в мире, |
стране, бизнесе давно уже осталась в прошлом. |
Побеждает тот, кто умеет организовывать и работать в команде. Только при командном подходе можно определить |
текущий реальный уровень контроля (управления) процесса одним человеком, а значит и вести дело. |
Сегодня интересная работа возможна только в составе команды, поэтому, работая или устраиваясь на работу |
проанализируйте, выполняются ли одновременно принципы существования команды: |
- все задуманное, то, что в одиночку никогда не получится, выполнимо; |
- использование собственной адаптивной методологии ощущения успеха; |
- открытая система с устойчивой обратной связью; |
- запрещение на указание ошибок, которые нельзя исправить; |
- обязательная помощь команды, но не в подмене исполнителя, а в создании комфортных условий тому, кто умеет |
лучше всех; |
- под помощью понимается совместное самомотивированное участие в достижении результата; |
- под самомотивированием - понимание происходящего и уверенность в осуществлении задуманного собственными |
силами команды; |
- отношения доверия; |
- каждый из команды всегда имеет выбор, может задать интересующий вопрос и получить понятный ответ; |
- один за всех и все за одного; |
- общая цель и общая ответственность; |
- старший тот, кто лучше всех умеет делать текущее дело; |
- отказ от «это сделал я сам» в пользу «без команды я бы не сделал», «мы лучшие»; |
- общая заинтересованность снимает социальные различия; |
- снижение влияния отрицательного человеческого фактора; |
- повышение роли положительного человеческого фактора; |
- созидание нового, интересного; |
- отсутствие репрессивного способа решения задач; |
- определены и известны начальные ресурсы команды; |
- известна методология оценки текущих ресурсов команды; |
- возврат в команду невозможен. |
Опубликовано 08 08 2013 в рубрике Команда
Добавить комментарий