Блог мнений
декабря
22
1817. Первое шоссе России.
 
                 В январе 2017 исполняется двести лет со дня начала
       строительства первой шоссейной дороги в России.
                 Уже с 1704 года Санкт-Петербург был связан с Москвой почтовым
       сообщением, однако этот путь включал устойчивые пути сообщения,
       сложившиеся до возникновения Петербурга. Необходима была новая
       дорога, связавшая бы оба города по прямой.
                 К 1718 году был сооружен участок „перспективной" дороги от
       Петербурга до Волхова. После смерти Петра работы по прокладке
       второго участка дороги (от Волхова до Москвы) продолжались.
                 В 1733 году была создана особая Канцелярия строения
       перспективной дороги, в марте 1755 года преобразованная в
       Канцелярию от строения государственных дорог, к которой был
       приписан батальон солдат. Размещались учреждения Канцелярии в
       Тосно, а ее контора - в Москве.
                 В 1763 году Екатерина II утвердила предложение Сената о
       прекращении работ по сооружению второго отрезка дороги - от Волхова
       до Москвы. Это решение было вызвано огромными расходами на
       строительство (с 1740 по 1764 г. на него казной было потрачено
       более 1 млн. рублей).
                 28 апреля 1786 года императрица утвердила доклад Комиссии „Об
       устроении дорог между столицами". Планировалась выделить на
       строительство 4 млн. рублей и завершить его в 1790 году. Были
       разработаны проекты каменных мостов для переброски через маленькие
       речки и ручьи, на больших реках предполагалось наводить плашкоутные
       мосты. Дефицит бюджета не позволил полностью претворить в жизнь
       этот проект. Правительство смогло ассигновать лишь 1 млн. 300 тыс.
       рублей. Было построено 7 или 8 каменных мостов, проложено 40
       подземных водосточных труб, около 130 верст дороги было вымощено
       камнем.
                 Утверждение Александром I 20 июля 1816 года подготовленной особым дорожным комитетом сметы расходов на
       сооружение шоссе между Петербургом и Москвой открыло новую главу в истории этой дороги.
                 Строительство шоссе с 1 января 1817 года было возложено на Главное управление путей сообщения. Возглавил
       эти работы инженер генерал-майор А. П. Вельяшев. В 1821 году на этом посту его сменил инженер Ф. П. Матушевич.
       Возведением всех искусственных сооружений (мостов, труб и т.д.) на Московском шоссе ведало специальное
       управление, видную роль в работе которого сыграл подполковник К. Я. Рейхель. По его проектам и под его
       руководством были построены выдающиеся инженерные сооружения того времени - мост через Волхов в Новгороде
       (Волховский) и через рукав этой реки (Мало-Волховский). Работы по сооружению Московского шоссе были завершены в
       1834 году. Поддержание его в надлежащем порядке было возложено на две дирекции. Первая дирекция обслуживала
       участок шоссе от Петербурга до Едрова, вторая - от Едрова до Москвы. Руководитель первой дирекции располагался в
       Новгороде, второй - в Твери.
 

Опубликовано 24 12 2016 в рубрике Россия сто, двести, триста лет назад

Комментарии

Добавить комментарий

Последние статьи

Вверх Вниз